- Законы
- Безопасность услуги для жизни и здоровья клиента: чего требует закон
13 марта 2024
Безопасность услуги для жизни и здоровья клиента: чего требует закон
Услуга не должна вредить здоровью клиента. Это требование закона о правах потребителей. Касается оно любой услуги — от обыденной стрижки в барбершопе до экстремального катания на горных лыжах. За халатность предприниматель рискует оплатить лечение клиента, компенсировать ему неполученную зарплату, а иногда даже сесть в тюрьму. Но мы знаем, как подстраховаться.
- Автор: Елена Мехоношина
- Редактор: Ирина Ситникова
- Иллюстратор: Екатерина Вишнякова
Какая услуга считается безопасной
Любая услуга должна быть безопасна для жизни и здоровья клиента. За безопасность отвечает предприниматель (ст. 7 закона о правах потребителей). Вот какие условия нужно выполнить, чтобы услуга считалась безопасной для клиента:
Клиент не рискует жизнью и здоровьем при обычном использовании услуги. Например, мужчина пришёл на бритьё головы опасной бритвой к барберу, который в совершенстве владеет техникой бритья и точно его не порежет. Или ребёнок прыгает на уличном батуте, который установлен так, что с него физически невозможно вылететь на асфальт, как бы резво на нём ни прыгали.
До начала услуги клиенту рассказали о мерах безопасности. Донести до клиента информацию про технику безопасности нужно так, как это принято при данной услуге. Тот же барбер устно предупредит клиента не делать резких движений, а администратор батута скажет, что нельзя залезать на плечи другого ребенка. Если правил много, можно разместить их на бумаге на видном месте.
С клиентов можно брать подпись о том, что они ознакомились с правилами безопасности (ч. 3 ст. 10 закона о правах потребителей), но особо рассчитывать на формальный инструктаж не стоит. Если клиент травмируется, придётся доказывать, что услуга действительно была безопасна, а клиент реально читал правила.
В батутном центре мужчина повредил позвоночник. Он сделал сальто, хотя по правилам безопасности такие трюки запрещены. Мужчина отсудил у батутного центра 400 000 ₽ морального вреда и 287 600 ₽ за потерянную зарплату. В суде он доказал, что его подпись в журнале с инструктажем — лишь формальность. Никто его о запрете прыжков не предупреждал. Батут позволял прыгнуть высоко, а инструктор в зале не остановил его, хотя видел, что мужчина готовится к перевороту (дело № 33-1374/2018).
В помещении выполнены требования СанПиН. Для гостиниц, клиник, бытовых услуг, фитнес-центров и сферы развлечений принят один общий СанПиН СП 2.1.3678-20. Например, для парикмахерских есть требование ежедневной уборки и дезинфекции инструментов. Это защитит клиентов от заразных болезней.
Для отдельных услуг есть ГОСТы — стандарты качества. Они не обязательны. Но если в споре о травме предприниматель докажет, что работал по ГОСТу, это будет плюсом для него.
Экстремальность услуги не снижает требования к безопасности
Горные лыжи, туры на выживание, гонки, спортивные занятия боксом — всё это услуги с повышенным риском для жизни и здоровья. Но экстремальность услуги не избавляет предпринимателя от ответственности. Объявление «Администрация батута не несёт ответственности за безопасность» — бесполезно.
Мужчина упал и сломал ногу, катаясь на горных лыжах. Лыжа в момент его падения не открепилась от ботинка — не сработало крепление. Мужчина отсудил у горнолыжного курорта компенсацию морального вреда в 150 000 ₽. Представители курорта говорили в суде, что по их правилам клиент принимает все риски катания на лыжах. А этот мужчина ещё и переоценил свои способности. Все эти доводы курорту не помогли (дело № 2-757/2023).
Если стало ясно, что услуга опасна, нужно поставить её на стоп. Скажем, в барбершопе выяснили, что бритва затупилась, а новая ещё только в доставке. Тогда на время убираем бритьё головы из прейскуранта. На батуте уже второй ребёнок залез на стену — закрываем батут и решаем, как быть.
Для тех, кто с Эвотором
Найти общий язык с клиентом поможет программа лояльности «ЭвоБонус». С ней вы сможете подстроиться под запросы аудитории, запустить актуальные акции и легко рассказать о скидках.
На правах рекламы ООО «СМАРТ СОФТ ТЕХНОЛОДЖИ» 2Ranym4yrYg
Что будет, если клиент травмируется
Владельцу бизнеса грозит сразу несколько неприятностей.
Выплаты клиенту. Если клиент травмировался или заболел заразной болезнью, предприниматель оплачивает лечение, потерянный заработок за время восстановления, проезд в больницу и моральный вред (ст. 14 и 15 закона о правах потребителей, ст. 1085 ГК РФ). Не придётся платить только за те медуслуги, которые входят в полис ОМС (п. 27 постановления Пленума ВС № 1 от 26.01.2010).
Если не заплатить клиенту добровольно, суд добавит ему ещё половину суммы компенсации (ч. 6 ст. 13 закона о правах потребителей).
Штраф государству. Кроме того, штраф за нарушение правил оказания услуг может выписать Роспотребнадзор, если клиент туда пожалуется. ИП могут оштрафовать на сумму от 10 000 до 20 000 ₽, компанию — от 20 000 до 30 000 ₽ (ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ).
Тюремный срок. О смерти и серьёзной травме сотрудники скорой помощи или травмпункта сообщат в полицию. За гибель и инвалидность владельцу бизнеса грозит уголовное дело. Наказание — до шести лет лишения свободы плюс штраф в 500 000 ₽. Если пострадавших больше двух, владельца могут посадить на десять лет (ст. 238 УК РФ).
Когда предприниматель не отвечает за травму
Есть ситуации, когда владельцу бизнеса не придётся отвечать, если клиент пострадает во время пользования его услугой.
Обычная услуга. Ответственность снимается, если клиент (ч. 5 ст. 14 закона о правах потребителей):
- Пострадал из-за непреодолимой силы. Например, на батут упало дерево.
- Травмировался, потому что нарушил технику безопасности. К примеру, резко встал во время бритья. Но предприниматель должен это доказать.
Услуга с источником повышенной опасности. Сюда относится всё, что сложно контролировать. К таким услугам, например, относят катание на квадроциклах, гонки, стрельбу в тире, салют. В этом случае требования более жёсткие — ответственности не будет, если клиент (ч. 1 ст. 1079 ГК РФ):
- Пострадал из-за непреодолимой силы.
- Умышленно навредил себе. Например, специально выстрелил в ногу из автомата.
ЭвоБонус — сервис, который знает, как настроить любой вид программы лояльности. Хоть бонусы, хоть скидки, хоть эсэмэски в день рождения!
На правах рекламы ООО "СМАРТ СОФТ ТЕХНОЛОДЖИ" 2RanykGrmpt
Коротко: как обезопасить клиента и себя
- Решите, что в вашей услуге потенциально опасно. Устраните эту опасность физически.
- Говорите клиентам о правилах безопасности вашей услуги. Избегайте формальных инструктажей. Берите подпись об ознакомлении.
- Соблюдайте СанПиН и ГОСТы для вашей услуги.
- Если клиент травмировался, вызовите скорую, помогите ему. Потом договоритесь о сумме компенсации, не стоит доводить дело до суда.
Подписаться
На правах рекламы ООО “Эвотор” 2RanyoLXZiQ
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Избежать штрафов
217
1039
1413
2109
5495
24941
2939
5345
36254
3144
1779
2715
16512
17338
1365
18399
2090
21675
2229
1263
3198
989
797
9408
4310
27495
18473
1452
4528
4409
37114
3409
1050
2379
8161
8791
1297
455
810
4851
7959
8610
2835
703
2435
7468
12445
878
21736
993
6568
3348
6273
37750
1247
2391
1459
654
831
4738
3303
1483
768
718
Что скажете?