Что за штраф

Клиенту нельзя отказать в продаже товара или оказании услуги, если он не хочет сообщать свои персональные данные, которые не нужны здесь и сейчас: например, гость не желает говорить телефон при бронировании столика. Точно так же нельзя отказать в изменении и расторжении договора: к примеру, когда покупатель не хочет сообщать дату рождения, возвращая туфли в магазин. Речь идёт именно о лишних данных, которые не нужны для продажи товара или оказании услуги.

Что относится к персональным данным

Персональные данные — это любая информация о человеке. От имени, телефона и адреса до ещё более личной: состоит ли человек в браке, болел ли ковидом, сколько кредитов имеет за душой (п. 1 ст. 3 закона о персональных данных).

🤔 Хотите разобраться подробнее читайте статью «Как собирать и хранить персональные данные клиентов, чтобы не попасть на штраф».

За отказ в продаже из-за персональных данных Роспотребнадзор штрафует: ИП — от 5000 до 10 000 ₽, компании — от 30 000 до 50 000 ₽ (ч. 7 ст. 14.8 КоАП РФ).

Штраф действует с 1 сентября 2022 года. Его ввели, чтобы магазины, маркетплейсы, банки, страховые компании и сфера услуг не злоупотребляли данными клиентов, а покупателей это должно защитить от рекламного спама и утечки информации о личной жизни (пояснительная записка к законопроекту).

Запрет собирать лишние персональные данные — это часть целого списка запретов для розницы и услуг. Среди прочего в нём, например, есть запрет навязывать дополнительные товары. Подробно про каждый пункт списка мы рассказали в статье «С 1 сентября 2022 года усилились права потребителей»

Вернёмся к автоцентру из Пскова, который не пустил клиента плавать. В аквацентре с каждого требовали расписку о том, что человек ознакомился с техникой безопасности. В ней клиенты как раз и указывали персональные данные. Разобравшись в деле, Роспотребнадзор ограничился предостережением: сказал не брать с клиентов подобные расписки. Аквацентр пошёл спорить в суде: данные о человеке нужны, чтобы понять, кто именно ознакомился с правилами. Суд в ответ сказал, что это неважно: персональные данные клиента здесь лишние, ведь бассейн и так должен быть безопасным для людей (дело № А52-3105/2023).

Ещё клиент может потребовать компенсацию убытков за отказ из-за персональных данных. Например, мужчина мог бы отсудить у аквацентра деньги за проезд в бассейн, куда съездил зря (ч. 1 и 4 ст. 16 закона о правах потребителей).

Для тех, кто с Эвотором

На правах рекламы ООО "СМАРТ СОФТ ТЕХНОЛОДЖИ" 2RanyoKByYk

Когда клиент обязан сообщить свои данные

Есть два случая, когда клиент обязан рассказать о себе и, если не делает этого, ему можно отказать в продаже — штрафа не будет:

  1. Для продажи или услуги нужны конкретные данные о человеке. То есть без них оказать услугу невозможно. Например, без адреса клиента нельзя доставить еду на дом. А без информации, чем человек болел, невозможно поставить прививку.
  2. Этого требует закон. К примеру, для продажи алкоголя и сигарет продавец обязан попросить у покупателя паспорт, чтобы проверить возраст (ст. 20 закона № 15-ФЗ, ст. 16 закона № 171-ФЗ).

При этом клиент имеет право спросить, зачем и на каком основании с него требуют персональные данные. Ответить нужно обязательно. Если вопрос поступил на бумаге, по электронной почте или в мессенджере, дать ответ необходимо в течение семи дней. Когда клиент спрашивает устно, ответить нужно сразу.

Можно ли требовать паспорт, если клиент делает возврат товара

Роспотребнадзор считает, что если деньги за товар возвращают наличными, то спросить паспорт можно (пояснение Роспотребнадзора). Дело в том, что по правилам выдать деньги из кассы можно только удостоверившись в личности человека (указание ЦБ от 11.03.2014 № 3210-У).

Если деньги возвращают на карту, с которой покупатель платил за покупку, паспорт просить нельзя.

Коротко: как рознице и сфере услуг не получить штраф за персональные данные

Четыре нехитрых совета:

  • Проконсультируйтесь с юристом из вашей сферы бизнеса. Выясните, какие данные и по какому закону вы имеете право требовать с клиента.
  • Определите, какие данные о человеке нужны для вашей услуги. Никакие другие не спрашивайте.
  • Если клиент хочет знать, почему вы берёте его данные, ответьте: на письменные запросы в течение семи дней, на устные — сразу.
  • Если хотите делать рассылки, спрашивайте телефоны и электронную почту открыто. Согласие на рассылку берите письменно.