Почему важно установить режим работы

График работы магазина, общепита и точки бытовых услуг — это часть информации, которую предприниматель должен сообщить своему клиенту (ст. 8, 9, 11 закона о правах потребителей).

На входе в магазин, кафе, парикмахерскую, фитнес-клуб, автосервис или турагентство клиент должен увидеть табличку с режимом работы. Так клиент понимает, в какое время можно рассчитывать на покупки и обслуживание. 

Во время работы в магазине за прилавком должен стоять продавец, в кафе — встречать официант, на точке услуг — администратор или сам специалист. При этом в кафе все столики могут быть заняты, а в парикмахерской может не оказаться свободного специалиста — это не нарушение. Главное, чтобы клиент знал: записаться на услугу или забронировать столик можно вот в это время.

Режим работы устанавливает только офлайн-магазин — интернет-магазину он не нужен. Бизнесу, который работает только с компаниями и ИП, указывать на вывеске режим работы тоже необязательно.

Кто устанавливает режим работы магазина, общепита, точки услуг

Предприниматель сам выбирает, когда принимать клиентов. Нет никаких требований к количеству часов или дней работы, времени обеда. Главное, чтобы точка была открыта в заявленное время.

Роспотребнадзор рекомендует указывать на табличке с режимом работы:

— выходные дни;

— время начала и окончания работы;

— время обеда и других перерывов в работе (информация с официального сайта).

Например, график работы магазина «Продукты у дома» такой: с 9 до 20 часов с понедельника по субботу, воскресенье — выходной. На дверях висит табличка с информацией о таком режиме работы. Это значит, что в любой день с понедельника по субботу в 9 часов 1 минуту двери магазина открыты и любой человек может сделать покупки.

Если режим работы меняется, табличку на входе обновляют.

Может ли быть режим работы по записи

Да, предприниматель может принимать клиентов только по предварительной записи — в законе нет запрета. Торговле и всем, кто работает с потоком людей с улицы, такой подход вряд ли подойдёт, а вот психологам, косметологам, массажистам — вполне. 

Напишите на вывеске, что приём только по записи, оставьте телефон, ссылку или QR-код на онлайн-запись. Важно, чтобы клиент понимал, как попасть на услугу.

Для тех, кто с Эвотором

На правах рекламы ООО "СМАРТ СОФТ ТЕХНОЛОДЖИ" 2Ranym4yrYg

Как сообщить, что мы не работаем

Если в какой-то день или час точка закрыта, об это заранее вывешивают объявление. Срок для такого предупреждения в законе не указан — ориентируйтесь на здравый смысл. Например, если в субботу с 18 часов кафе закрыто на обслуживание свадьбы, повесьте объявление в пятницу утром.

Бывает, точку приходится закрыть внепланово. К примеру, в салоне красоты отключили воду, и клиентов не получиться стричь и красить. Повесьте на дверях объявление, что в такую-то дату не работаете.

Штраф за нарушение режима работы

За отсутствие таблички с указанием режима или запертую в часы работы дверь можно получить штраф от Роспотребнадзора. Планово с проверками к малому бизнесу ходят редко, а вот по жалобе обиженного клиента внепланово придут легко. Арендаторы торговых центров, помимо этого, могут попасть ещё и на штраф по договору аренды.

Штраф от Роспотребнадзора. Штраф для ИП от 500 до 1000 ₽, для юрлиц — от 5000 до 10 000 ₽. На первый раз инспекторы могут просто вынести предупреждение (ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ).

Например, продуктовому магазину из Орла вынесли предупреждение. Его вывеска сообщала, что магазин открыт с 8 до 20 часов, перерыв с 14 до 15 часов, без выходных. Но в 13 часов 4 минуты инспекторы Роспотребнадзора наткнулись на закрытую дверь (дело № А48- 2801/2016).

Штраф от торгового центра. ТЦ заинтересованы, чтобы их торговые площади были открыты и привлекали клиентов. Как правило, в договор аренды включают условие, что точка арендатора должна быть открыта в часы работы ТЦ, а за нарушение прописывают штраф. Это отдельный штраф, который идёт в карман владельцам ТЦ. Также в договоре может быть условие, что арендатора могут досрочно выселить, если точка не работает в нужные часы. Такие условия аренды — законны.

К примеру, в Ярославле ТЦ получил с магазина сотовых телефонов штраф 233 509 ₽ за неделю закрытых дверей. В их договоре аренды был пункт: ТЦ работает с десяти утра до восьми вечера ежедневно, если в это время магазин закрыт для покупателей — штраф 100 долларов за каждый выявленный случай (дело № А82-12907/2013).

Требования к табличке «Режим работы»

Режим работы — это часть информации, которая должна быть на вывеске. Но разместить её можно и на отдельной табличке.

Помимо режима, на вывеске указывают:

  • компании — фирменное наименование и ИНН, дополнительно можно указать ОГРН;
  • ИП — имя, ИНН, можно дополнительно указать ОГРНИП.

Текст таблички «Режим работы» пишут на русском языке. В регионах, где есть второй язык, текст по желанию можно продублировать на родном языке народа. К примеру, в Казани табличка будет на русском и татарском языке, в Марий Эл — на русском и марийском (ч. 2 ст. 8 закона о правах потребителей).

Табличку вешают на входе: на дверях, стене. Выставить её в витрине тоже можно. Табличка с режимом работы — не реклама, получать на неё разрешение и арендовать место на фасаде не надо.

Подытожим

  1. Магазины, общепит и сфера услуг должны установить режим работы для клиентов. Время предприниматель выбирает сам. Работать только по записи закон не запрещает.
  2. Режим работы пишут на вывеске при входе.
  3. За отсутствие или несоблюдение режима работы есть штраф от Роспотребнадзора. 
  4. Торговые центры обычно включают в договор условие, что арендатор должен быть открыт для клиентов в часы работы ТЦ. Этот пункт стоит соблюдать.