1. Акцизный товар — дорого, без акциза — опасно

Кальянный рынок строился на безакцизном табаке, он до сих пор занимает 80% рынка. Это незаконно. Сейчас большинство производителей выходит на акцизы, начинают работать вбелую, но это медленный процесс.

Если работаете только на акцизном табаке, вы теряете часть покупателей, потому что не можете понизить цены. Табак без акциза дешевле в 3 раза: пачку табака ты купишь за 100 ₽, а вбелую минимум за 300-400 ₽. Если работаете вбелую, сокращаете прибыль: есть акцизные табаки, у которых маржинальность 10%. Мы ими торгуем, потому что чем еще?

Если работаете без акциза, в любой момент может прийти проверка, которая просто изымет табак и еще либо штраф потребует, либо заведет уголовку.

2. Сложно рекламировать бизнес

Есть законодательные нюансы, по которым ты не можешь рекламировать кальянную, магазин табака или что-либо связанное с курением. Ты не можешь пользоваться ни Яндекс-директом, ни Гугл-адвордсом, ни таргетингом во Вконтакте, ни таргетингом в Инстаграме. Никакой прямой рекламы — ты можешь рассказывать о себе только опосредованно: рекламируешь не кальянную, а лофт или лаудж-бар. У тебя на фото не должно быть кальянов и ничего с этим связанного.

Точно так же с магазином табака: ты не сможешь продавать свои товары на Авито, на других площадках, которые для магазинов других товаров очень неплохо стреляют.

Единственный способ рекламироваться в кальянной сфере — сео-продвижение в поисковиках и социальные сети. В них, если следовать правилам, рекламироваться тоже нельзя, но модераторы не успевают за этим следить.

3. Сложно держать планку

Мы знаем очень много владельцев кальянных — все эти люди работают максимум в плюс 200 000 ₽ и при этом тратят практически всё время в бизнесе. Большинство кальянных борются за жизнь.

Кальянных очень много, и почему-то есть такой стереотип:
— Что ты будешь открывать?
— Я хочу кальянную.

И все считают, что открыть кальянную — это взять подвал, затащить туда диваны из Икеи, дешевые кальяны и всё — ты в шоколаде. Но это не так. Так было года три назад, когда кальянные только появлялись, и у гостей не было выбора. А сейчас уже не так. Сейчас поменялась культура курения и представление людей о сервисе.

Для того, чтобы сделать работающий бизнес в России, тебе вообще ничего не нужно делать, кроме как дать людям хороший сервис.

Что значит сервис для кальянной?

Смена углей. Многие кальянные экономят: меняют угли только когда попросишь или вообще отказываются это делать. Кажется, что это выгодно: на одних углях гость покурит не больше 40 минут и закажет новый кальян — ты заработаешь больше. Но это плохой сервис.

Удобная мебель. Не обязательно дорогая: вбухать лям на мебель — тоже ошибка. Но мебель должна быть удобной: должно быть комфортно и работать, и откинуться на спинку, отдохнуть. Многие кальянные не придают этому значения.

Хорошая вытяжка. В большинстве кальянных у гостя скоро начинает болеть голова. Это значит, что у них немытый кальян, плохой уголь, но чаще всего — проблема с вытяжкой. Либо ее нет, либо она не справляется. В такую кальянную вы не захотите вернуться.

Большой выбор табака. У нас есть магазин табака, поэтому мы можем предложить огромный ассортимент: если что-то закончилось, в тот же день захватим это из магазина. И мы можем закупать крупными партиями по оптовым ценам: часть табака пойдет в магазин, а часть — в кальянную. Но обычные кальянные не могут себе этого позволить: берут немного Dark Side, немного Tangiers и очень дешевый табак по завышенным розничным ценам. Или ждут, пока табак по многим позициям закончится, чтобы набрать объем на мелкий опт. В итоге ассортимент маленький, гостям этого мало.

Качественный табак. Во многих кальянных экономят на своих гостях: приходит человек, просит какие-то вкусы забить, например, кальян на табаке Tangiers — виноград. У них винограда нет, и они берут самый дешевый табак, запихивают его в чашку, самый дешевый регулятор крепости добавляют, чтобы покрепче был, и продают как Tangiers. Гости такое уже научились чувствовать.

Кальянные в основном открывают люди, у которых недостаточно стартового капитала и нет второго источника финансов. Рано или поздно у них тупо заканчиваются деньги, и дальше они начинают страдать этой фигней, чтобы выжить. А это затягивает их в еще большую фигню: гости приходят, видят, что в кальянной творится, и второй раз туда не приходят. Так кальянные разоряются.

Если собираетесь экономить на всем, для открытия достаточно 500 тысяч. Но тогда вы не сможете держать планку — давать гостям такой продукт и такой сервис, которого они ждут. Если вы решили сделать кальянную на уровне, нужно три миллиона минимум.

Если хотите рассказать о сложностях своего бизнеса, пишите: zhiza@evotor.ru

Жиза советует
Следить за выходом новых статей в телеграм-канале «Жизы»

Подробнее

На правах рекламы ООО “Эвотор”

Жиза советует