Штраф за неуплату налогов: 15 миллионов за налоговые махинации | Жиза
Грязные деньги: 15 миллионов за махинации с налогами

Грязные деньги: 15 миллионов за махинации с налогами

Жиза — проект Эвотора о малом бизнесе

Разбираемся в остросюжетных судебных делах. Налоговая приходит с проверкой в компанию «Чистый дом», находит нестыковки в документах и начинает копать. Выясняется, что компания незаконно использует упрощённую систему налогообложения и выводит деньги, скрывает сотрудников и не платит за них налоги. Её штрафуют на 15 миллионов рублей. Компания просит уменьшить штраф и давит на жалость — ведь она и так банкрот. Что скажет суд?

Потерянные документы

Компания «Чистый дом» убирает помещения и дворы. В штате — два сотрудника. Компания работает на упрощённой системе налогообложения «доходы минус расходы». В августе 2016 года к ней приходит налоговая проверка.

Инспекторы требуют документы о сотрудниках компании: акты выполненных работ, трудовые договоры, приказы о приёме на работу, увольнении, отпуске и поощрении. А еще они запрашивают товарные накладные на моющие средства и другие расходные материалы, документы, связанные с арендой. Просят показать госконтракты компании.

«Чистый дом» передаёт инспекторам материалы, но не все. Компания отказывается показывать 14 320 документов: договоры, приказы и госконтракты. По её мнению, договоры с сотрудниками и приказы не нужны налоговой для проверки. Часть документов компания потеряла, когда переезжала в другой офис: акт о потере 156 документов имеется. А отсутствие госконтрактов не мешает проверке, ведь все нужные данные можно найти на сайте Единой информационной системы в сфере закупок интернете — ЕИС.

Налоговики не соглашаются с таким объяснением. Они чувствуют неладное и идут в банк — проверять выплаты физическим лицам.

Пропавшие сотрудники

У инспекторов на руках есть формы 2-НДФЛ, которые компания сдавала в налоговую. В них «Чистый дом» указала, что платит за услуги максимум двадцати людям. Налоговая обращается в банк и просит выписки по операциям на счёте компании.

Из выписок видно, что получателей платежей гораздо больше, чем компания показала в отчёте. В назначении платажей компания указала, что это оплата за санитарно-гигиенические услуги, обслуживание помещений и территории вокруг, консультации или просто зачисление на карту.

Чтобы выяснить правду, инспекторы опрашивают работников, которым «Чистый дом» платила за услуги: уборщиков, сантехников, дворников и операторов котельных. А еще просит их прислать договоры с компанией. Не все сотрудники присылают документы. Но на допросе они рассказывают историю, как попали в компанию.

Налоговая проверяет договоры оказания услуг. В документах нет этапов работ, сроков и результата, как должно быть в договоре ГПХ. Инспекторы решают, что фактически сотрудники работали по трудовому договору. И таких работников больше 100 человек. Получается, число сотрудников в компании больше, чем разрешено для компании на УСН, поэтому «Чистый дом» не имеет право работать на этом налоговом режиме.

Налоговый режим для ООО

ООО может выбрать один из четырёх налоговых режимов. У каждого есть особенности и ограничения. Для УСН это (ст. 346.12 НК РФ):
Деятельность: любая, кроме отдельных видов деятельности
Регион: любой
Количество работников: не больше 100 человек
Годовой доход: не больше 150 млн рублей
Другие ограничения: остаток основных средств не больше 150 млн рублей; участие в ООО других организаций не больше 25 %

Про налоговые режимы для компании читайте в нашей статье «Как выбрать налоговый режим для ООО»

Налоговые махинации

Инспекция продолжает копать. Выписки из банка показывают, что компания «Чистый дом» выплатила сотрудникам на 59 500 000 ₽ больше, чем по документам.

Но дело осложняют проблемы с договорами. Большинство опрошенных сотрудников вообще не заключали договоры или не сохранили их. Компания не составляла акты выполненных работ. В итоге она не платила взносы на медицинское и пенсионное страхование, налог на доходы физических лиц.

Налоговая идёт дальше. Она запрашивает договоры у организаций, с которыми работала «Чистый дом», считает выручку компании и сколько она должна была заплатить по налогу на добавленную стоимость. Ведь компания не имеет права на упрощёнку, а значит, и налоги должна платить по полной:

Год Заработала Не заплатила НДС
2014 21 800 000 ₽ 3 300 000 ₽
2015 29 300 000 ₽ 4 500 000 ₽
Всего 51 100 000 ₽ 7 800 000 ₽
2014
Заработала: 21 800 000 ₽
Не заплатила НДС: 3 300 000 ₽
2015
Заработала: 29 300 000 ₽
Не заплатила НДС: 4 500 000 ₽
Всего
Заработала: 51 100 000 ₽
Не заплатила НДС: 7 800 000 ₽

Кроме того, налоговая обнаруживает 20 недостоверных справок 2-НДФЛ. В некоторых неправильно указаны доходы руководителя и учредителя «Чистого дома» — Рожновой. Тогда инспекторы решают, что нужно внимательно проверить начальство.

2-НДФЛ — это справка о доходах физического лица и налогах, которые он должен заплатить. По результатам года работодатель её заполняет и отдаёт в налоговую.

За каждый недостоверный документ — штраф 500 ₽ (ст. 126.1 НК РФ).

Исчезнувшие деньги

Налоговая изучает выплаты Рожновой и Клинкову, второму учредителю. «Чистый дом» выдавала деньги под отчёт нескольким сотрудникам, в том числе учредителям, — они должны были потратить их на компанию. Но инспекторы не находят документов, которые подтверждают траты. Получается, эти деньги — доход сотрудников, с него нужно заплатить налоги.

Предприниматель может давать деньги работникам на административно-хозяйственные расходы. Чтобы подтвердить, что они потратили деньги на компанию, сотрудник вместе с бухгалтером составляют авансовый отчёт.

На обратной стороне сотрудник пишет список документов, которые подтверждают его траты, и прикладывает их к отчёту. Это могут быть чеки, квитанции, билеты, командировочное удостоверение и другие документы.

Затем бухгалтерия проверяет отчёт, а руководитель — утверждает.

Затем инспекторы обнаруживают подозрительные займы и проверяют их. Выясняется, что Клинков одолжил компании 400 000 ₽, а получил обратно уже 8 000 000 ₽. Рожнова сообщает налоговой, что по бухгалтерии займы не проходили. Значит, подтвердить их реальность невозможно.

Налоговая решает, что эти выплаты руководителям — доход, и с него тоже нужно заплатить налог. Она выписывает штраф на 4 300 000 ₽, доначисляет 7 200 000 ₽ налогов и 3 300 000 ₽ пеней. Получилась круглая сумма — 14 800 000 ₽.

Компания обращается с апелляционной жалобой в налоговую. Налоговая оставляет решение без изменений. Тогда компания идёт в суд.

Решение суда

Суд согласен, что у компании «Чистый дом» много нарушений. Она не имеет право на упрощёнку, поэтому должна заплатить все налоги, которые не выплатила за время пользования этим режимом. Например, налог на добавленную стоимость. Но решение налоговой слишком строгое.

Сроки исковой давности по некоторым налогам истекли. Уже нельзя наказать компанию за то, что она вовремя не подала налоговую декларацию по НДС и несколько лет назад не заплатила налоги за сотрудников. Но ей придётся ответить за более свежие нарушения закона.

Срок исковой давности за налоговые правонарушения — 3 года.

Если предприниматель занизил налоговую базу или в его бухгалтерских отчетах нашли грубые ошибки, срок давности считается со дня окончания налогового периода, в котором он нарушил закон (Статья 113 НК РФ).

А ещё «Чистый дом» — банкрот. Когда начали дело о банкротстве, компания получила конкурсного управляющего, который пытался расплатиться с долгами. Он проверил сомнительные сделки. Оказалось, таких выплат руководителям накопилось на 27 000 000 ₽. Рожнова и Клинков проворачивали махинации с займами: якобы давали своей организации деньги, а потом получали их обратно. Суд признаёт, что цель сделок — вывод денег из компании, поэтому они недействительны. Руководители обязаны вернуть деньги в компанию, поэтому платить налоги с этих сделок не нужно.

Кроме того, банкротство — смягчающее обстоятельство. Размер штрафов нужно уменьшить. Иначе компания не сможет заниматься бизнесом и выплатить долги. Суд назначает «Чистому дому» штраф 8 700 000 ₽ вместо 14 800 000 ₽, которые требовала налоговая. Сейчас компанию ликвидируют.

⌘⌘⌘

Хотите рассказать о своих судебных разбирательствах, пишите: zhiza@evotor.ru

Опубликовано 22 августа 2019

Спрашиваем предпринимателей, какие цифры они отслеживают, чтобы зарабатывать больше. У Сергея Дьячкова два розничных магазина, а ещё он зарабатывает на мелком опте. Основная цифра в работе Сергея — цена закупки.

Чтобы избежать лишних расходов и вопросов налоговой, ненужный расчётный счёт лучше закрыть. Мы выяснили, на что обратить внимание, чтобы не потерять время и деньги, и составили инструкцию.