Как контроировать сотрудников: считаем чеки и наличку | Жиза
Как проверить сотрудника на честность

Как проверить сотрудника на честность

Жиза — проект Эвотора о малом бизнесе
Иллюстратор

Предприниматели говорят, что не всем сотрудникам стоит доверять: «Я обо всех хорошего мнения, и на Фатю могла подумать в последнюю очередь. Она такая робкая! Но факт есть факт: пять килограмм апельсинов пропало на её смене». Если вы не уверены в ком-то из своих работников, проверьте его на честность. А мы расскажем, как сделать это проще всего.

Мало наличных — много карт

Сотрудник-воришка не может красть деньги с карт гостей, поэтому забирает только наличные. Вот как это происходит: он отдаёт товар, чек не пробивает, деньги кладёт в кассу. Когда в кассе скопится круглая сумма лишних наличных, сотрудник достаёт их и кладёт себе в карман. Но это можно отследить.

Если сотрудник не пробивает продажи за наличные, то вы заметите это по статистике. Представьте: на прошлой смене было 20% оплат наличными, а на смене Васи — только 2,9%. Подозрительно.

В личном кабинете Эвотора видно, сколько продаж наличными сотрудник провёл через кассу

В разных бизнесах разные нормы наличных платежей: они зависят от региона и от типа бизнеса. Например, на рынках и ярмарках чаще платят купюрами, в супермаркетах — картами. В маленьких городах купюрами, в миллионниках — картами. Чтобы оценить, всё ли у вас в норме, сравнивайте долю наличных платежей у разных сотрудников.

В кофейне у Саши в Москве наличными платят 20% гостей, у Елены в Гродно — 60%

Вы не сможете посмотреть статистику по разным сотрудникам, если все они работают на кассе под одной учётной записью. Если это так, попробуйте чуть-чуть изменить работу: заведите в онлайн-кассе отдельные учётки, научите сотрудников заходить под своими именами — а в конце недели посмотрите на статистику. Это поможет заметить, если кто-то из торгует мимо кассы.

Окупится ли эквайринг в вашем бизнесе

Если вы принимаете только наличные, то вам сложнее ловить воришек. Попробуйте установить эквайринг: вам придется платить банку комиссию, но это может окупиться. Выручка по картам точно отправится вам на счёт, а не в карман сотрудника.

Подозрительные скидки

Если у вас стоят камеры, то воришка побоится продавать без чеков — это будет заметно. Поэтому он пробьет чек, но со скидкой. И тут есть два варианта.

Скидка 100%. Владелец бизнеса по камере увидит, что чек пробит; гость не заметит, что цена в чеке — 0 ₽. А бариста положит все деньги в карман. Но если вы смотрите за цифрами, вы это заметите: в статистике будет подозрительная средняя скидка. Например, 68%.

Подозрительная средняя скидка

Скидка 20%. Чаще сотрудники пользуются другой схемой: она не такая прибыльная, но оставляет меньше следов. Представьте:

  • вы даёте скидку постоянным гостям — 20% по карте лояльности,
  • вы разрешаете сотрудникам покупать любые товары по себестоимости — со скидкой 50%,
  • вы запустили акцию «шестая чашка в подарок» — отдаёте постоянникам чашки со скидкой 100%.

Сотрудник-воришка это использует в свою пользу: будет пробивать чеки со скидкой 100%, 50% или 20% всем подряд, а лишние деньги заберёт себе. Вы это заметите по сумме скидки: на прошлой смене было скидок на 200₽, а на его смене — 638₽. Подозрительно.

Подозрительная сумма скидок

Вы не сможете посмотреть статистику по разным сотрудникам, если все они работают на кассе под одной учётной записью. Если это так, заведите в онлайн-кассе отдельные учётки. Это поможет заметить, если кто-то из них бьёт лишние скидки.

Возвраты

Если в вашем бизнесе средний чек — пара сотен рублей, то сотрудники вряд ли станут воровать с помощью возвратов. Это сложная схема, она оставляет много следов, а выигрыш будет небольшой. Но всё равно возврат — повод разобраться.

Что за возврат на 152₽ в кофейне?

В бизнесах с крупными суммами сотрудники придумывают разные схемы с возвратами.

Вот, например, история из магазина:

Возвраты — это не всегда плохой признак. Вот что рассказал Максим, владелец фотостудии: «Раз в месяц я смотрю на статистику возвратов и хватаюсь за голову: шесть тысяч! десять тысяч! Но потом разбираюсь подробнее: что за возврат, какая была ситуация. И каждый раз вижу, что сотрудники всё правильно сделали: вернули деньги, чтобы избежать негатива и спасти отношения с клиентом». Но на всякий случай Максим всё равно следит за статистикой возвратов.

Если вы всерьёз хотите контролировать сотрудников, стоит использовать товароучётные системы и камеры. Но по статистике наличных продаж, скидок и возвратов можно заметить, что что-то не так, и начать действовать.

Опубликовано 9 сентября 2019