Организация доставки еды — как правильно сделать | Жиза
Как организовать доставку в общепите

Как организовать доставку в общепите

Жиза — проект Эвотора о малом бизнесе

Марсель Зиганшин открыл компанию «Бизон Пицца»: у него нет зала с посадкой, компания зарабатывает только на доставке. Он просчитал разные варианты и понял, что выгоднее нанять своих курьеров, чем работать с агрегатором. В этой статье Марсель рассказывает, для каких бизнесов выгоднее запустить собственную доставку, и как её организовать.

«Бизон Пицца»

Как открыть пиццерию с доставкой

Своя доставка или агрегатор

Доставку в общепите можно организовать двумя способами: через агрегатор или своими силами. В первом случае за доставку отвечает сторонняя компания, ваша задача — просто отдавать заказы её курьерам и платить комиссию. Если решили запускать свою доставку, то весь процесс на вас: вы сами принимаете заказ, передаете на кухню, сами нанимаете и контролируете курьеров. Какой вариант выбрать, зависит от того, как часто ваш продукт заказывают с доставкой.

Если гости чаще едят в заведении, а доставку заказывают всего несколько раз в день — выгоднее обратиться к агрегатору. У агрегатора высокая комиссия — до 35%, но он берет её только когда клиент сделал заказ. А если у вас свои курьеры, то придется платить им, даже когда заказов нет. С небольшим оборотом платить агрегатору выгоднее, чем содержать своих курьеров.

Если у вас чаще заказывают с доставкой, а не едят на месте, то стоит запустить свою курьерскую службу. Это, например, касается тех, кто торгует пиццей, суши, пирогами. У них достаточно заказов, чтобы курьеры работали без простоев, поэтому своя доставка обходится дешевле, чем договор с агрегатором.

В «Бизон Пицце» работает только доставка, поэтому мы организовали свою систему. У нас средний чек 917-1200₽, доставка одного заказа стоит 110-120 ₽. То есть delivery cost — процент расходов на службу доставки от всей выручки — составляет 10-12%. Это намного меньше, чем комиссия агрегатора. Даже если человек оформит минимальный заказ за 399 ₽, что бывает очень редко, мы останемся в плюсе. У нас большой поток, поэтому расходы на доставку распределяются на все заказы и оказываются ниже, чем с агрегаторами.

Когда выбираете между агрегатором и своей доставкой, стоит учесть не только финансовые риски. Если доставку организует сторонняя компания, то вы не контролируете качество. А нюансов тут много: курьер неопрятно выглядит, плохо пахнет, хамит, у него нет сдачи или он опоздал, и заказ остыл — из-за этого вы можете потерять клиента. В агрегаторе вы не выбираете, кто и как доставляет ваш продукт — это еще одна причина работать со своими водителями.

Если работаете с агрегатором, учтите, что он приводит гостей не вам, а себе. Человек устанавливает приложение, допустим, Яндекс.еды, и всё заказывает там — названия ресторанов он даже не запоминает. Агрегатор балует клиента акциями и спецпредложениями — клиент привязывается и знает бренд Яндекс.еды, а не вашей компании. Если вы решите уйти из агрегатора, клиенты останутся с ними, а не с вами.

Как работает доставка в «Бизон Пицце»

Клиент может оформить заказ двумя способами: через сайт и контакт-центр. В первом случае сам заказ и адрес он вбивает сам, во втором — диктует оператору. Оба ресурса подключены к авторской IT-системе, которая отправляет заказ клиента на кухню. Повторно клиенту не звонят — сразу начинают готовить. Когда пицца готова, менеджер отдает заказ курьеру, а он отвозит клиенту.

Доставка в «Бизон Пицце» работает просто и понятно. Марсель уверен, что чем меньше бизнес-процессов, тем проще в его бизнесе.

Выбор зоны доставки

Если вы решили организовать свою доставку, вычислите территорию, которую сможете охватить. Кажется, что, чем больше территория, тем больше выручка и прибыль. Но это не так. Радиус зависит от двух факторов: специфики продукта и вашего delivery cost. Вот смотрите.

Сначала узнайте, сколько времени ваш продукт остается вкусным. Пиццу важно доставить горячей, поэтому у курьера есть не больше 20 минут. Суши можно везти час или дольше, при этом блюдо не потеряет во вкусе и не испортится. Решите, сколько времени ваш продукт может находиться в дороге — такой максимальный радиус у вашей зоны доставки.

Потом посчитайте, во сколько обходится доставка в этом радиусе. Если выбрать широкую зону, то курьер больше времени потратит на дорогу — будет слишком долго ехать до границы зоны и обратно. Так уменьшится количество заказов на курьера в час, увеличится delivery cost, уменьшится прибыль. Вам нужно найти баланс: зона должна быть достаточно широкой, чтобы хватало заказов, но достаточно узкой, чтобы курьеры быстро справлялись с работой.

Зона доставки «Бизон Пиццы» — отдельные улицы до 7 км от цеха. Сейчас у нас среднее количество заказов в час — два на одного курьера, и нам это подходит. Улицы выбирали вручную с учетом данных Яндекс.навигатора и Яндекс.пробок: нам важно, чтобы время в пути занимало не больше 18 минут с учетом пробок. Таким образом, клиент получает заказ меньше, чем за 60 минут, а мы в прибыли.

Если взять слишком большую зону доставки, то клиенты останутся недовольны качеством продукта, а затраты вырастут. Если слишком сузить радиус, то покупатели быстро закончатся. Ищите баланс.

Найм курьеров

Чтобы курьер работал с вами долго и не доставлял хлопот, внимательно отнеситесь к этапу собеседования. У Марселя есть список, по которому он проверяет кандидатов.

Список Марселя

  1. Курьер бодрый и выспавшийся, опрятно выглядит, от него не пахнет перегаром или потом.
  2. Его машина аккуратная: чистая, без серьезных внешних повреждений, в салоне нет мусора.
  3. Приехал на собеседование вовремя.
  4. Общается вежливо и без мата.
  5. О прошлых работодателях рассказывает аккуратно: не пытается их очернить или пожаловаться на плохие условия работы.
  6. О причине увольнения отвечает прямо и без уловок. Если курьер мнется — это тревожный знак, могли выгнать за воровство, пьянство или регулярные опоздания.
  7. Внимательно слушает об условиях работы, не просит меньше рабочих часов.
  8. Готов выйти на работу, когда это удобно точке.

Если при найме вас что-то смущает в курьере, скорее всего, работает ваша интуиция и лучше ей довериться. Стоит один раз потратить время на поиск порядочного человека, чем каждую неделю искать замену. Попробуйте оценивать претендентов по чек-листу и не стесняйтесь отказывать, если есть сомнения в кандидате.

Чек-лист для нового сотрудника

Многие проблемы с курьером можно предотвратить, если в первый рабочий день прописать все правила и особенности работы. Если не зафиксировать важные моменты на старте, может возникнуть конфликт с сотрудником или ещё хуже: клиенты будут недовольны сервисом, и точка потеряет лояльных покупателей.

У Марселя есть чек-лист, который выдают каждому новому курьеру. Вы можете взять его за основу, чтобы создать свой регламент.

Подготовка к смене

  • возьмите с собой навигатор и зарядное устройство для него;
  • залейте полный бак топлива;
  • не опаздывайте: приходите за 10 минут до начала смены;
  • приведите себя в порядок: чистая одежда/униформа, чистые руки, волосы, ногти подстрижены, нет неприятных запахов;
  • получите от менеджера служебный телефон, разменные деньги, сертификат;
  • ожидайте заказ в пиццерии.

Подготовка к заказу

  • ознакомьтесь с деталями заказа до выдачи готовых продуктов;
  • заранее вбейте адрес доставки в навигатор;
  • заранее вбейте номер телефона клиента в свой телефон, чтобы потом было легче набрать клиента;
  • заранее приготовьте сдачу, чтобы быстрее отдать её клиенту в момент оплаты;
  • приготовьте чистую сухую сумку для нового заказа. При необходимости протрите сумку снаружи или внутри чистым продезинфицированным полотенцем;
  • проверьте весь заказ: количество пицц, закусок, десертов, соусов, напитков.

Во время заказа

  • несите термосумку быстро, но аккуратно: держите горизонтально, не переворачивайте;
  • не курите по пути следования к клиенту;
  • позвоните клиенту, поздоровайтесь и представьтесь: «Здравствуйте, это «Бизон Пицца». Нахожусь на вашей лестничной клетке»;
  • отдайте сдачу и чек;
  • не ставьте термосумку на пол;
  • отдайте весь заказ, не забудьте про напитки и соусы;
  • попрощайтесь с клиентом и пожелайте приятного аппетита;
  • будьте всегда дружелюбными: довольный клиент — цель нашей работы;
  • если клиент не отвечает на телефон, звоните ему в течение пяти минут трижды, после чего позвоните менеджеру.

После заказа

  • поставьте термосумку в раскрытом состоянии на полку, чтобы проветрить;
  • выполните поручения менеджера;
  • если вы обнаружили в заказе ошибки: адрес, телефон, имя клиента, заполните эту информацию в соответствующий журнал;
  • не проходите мимо проблем, сообщайте об этом менеджеру.

Порядок оплат и штрафов

Оплата должна быть понятной. В общепите существует много систем оплаты курьеру: плата за заказ и бензин, ставка и плата за километраж или более сложные комбинации. Но такие схемы дают возможность слукавить: километраж можно накрутить, чеки за бензин сохранить с личных поездок. К тому же, если схема сложная, курьеру трудно понять, сколько он получит за свой труд. Ему проще работать, когда он чётко понимает, от чего зависит его зарплата. В сети «Бизон Пицца» — почасовая оплата и доплата за каждый заказ, а бензин и техобслуживание машины за счёт курьера. Марсель уверен, что чем проще система оплаты, тем комфортнее и безопаснее чувствует себя курьер.

Оплата должна быть регулярной. В общепите часто задерживают зарплату — в результате может возникнуть ситуация, когда курьер не выйдет на работу, потому что у него нет денег на бензин. Чтобы этого избежать, Марсель платит сотрудникам каждый день. Это не всегда финансово выгодно точке, зато курьеры у «Бизон Пиццы» всегда с полными баками и исправными машинами. Доставка работает без сбоев, и клиенты довольны.

Отдельная история со штрафами — в российском общепите они есть всегда. Марсель считает такой подход ошибкой, потому что сотрудники начинают хитрить, чтобы не терять деньги. Представьте: вы назначили штраф за порчу продуктов, сотрудник случайно уронил голову сыра на пол. Он предпочтет поднять сыр с пола и использовать, чем платить из своей зарплаты. Но однажды клиент найдет в пицце мусор — устроит скандал, больше к вам не вернется. Репутация стоит дороже, чем штраф.

Еще один частый пример — иногда, если курьер опоздал, клиенту дают сертификат на бесплатный продукт, а курьера за это штрафуют. Чтобы избежать неприятностей, курьер будет прятать сертификаты или доказывать клиенту, что он не опоздал. Клиенту это точно не понравится. Поэтому в «Бизон Пицце» нет штрафов — эту систему Марсель подсмотрел в Макдональдсе, где за все ошибки сотрудников несет ответственность менеджер. При этом менеджера тоже не оштрафуют, но могут сделать выговор или урезать премию. Так что штрафы лучше не использовать, но после нескольких выговоров сотрудника придется уволить, иначе качество его работы будет только снижаться.

Человечность и работа с коллективом

В общепите к водителям не всегда относятся хорошо: менеджеры забывают их имена и относятся, как к слугам. Но вежливое и дружественное отношение мотивирует сотрудников работать лучше. Обязательно здоровайтесь с водителями за руку, запоминайте их имена, поддерживайте неформальные разговоры. Курьерам может быть интересно обсудить расход топлива и технические темы, связанные с машиной, но отталкивайтесь от конкретного человека. Например, в «Бизон Пицце» работают водителями бывший предприниматель и учитель истории — приятные пожилые люди, которые решили изменить сферу деятельности. Они переживают за работу пиццерии и предупреждают, если кто-то не вышел на смену или случилась неприятность. Простое дружелюбие может превратить водителей в ваших искренних союзников — обязательно помните об этом.

Коротко

  1. Если у вас несколько заказов в день, пользуйтесь агрегатором. Если у вас часто заказывают еду, организуйте свою доставку.
  2. Выбирайте зону доставки достаточно широкую, чтобы вам хватало заказов, но достаточно узкую, чтобы не увеличивать delivery cost.
  3. Нанимайте сотрудников придирчиво, проверяйте их работу по чек-листу.
  4. Платите по понятной схеме и вовремя. Не штрафуйте.
  5. Помните, как зовут курьеров, не обижайте их.

⌘⌘⌘

Хотите рассказать о своём бизнесе, пишите: zhiza@evotor.ru

Опубликовано 1 мая 2019

7 фильмов, которые учат быть предпринимателем

Мы спросили предпринимателей, какие фильмы их вдохновляют. Оказалось, истории про королей и нищих писателей, про мафиози и адвокатов. В подборке с рецензиями ни одной комедии — только драмы, криминал, триллеры и фантастика.