Битва за целомудрие: чиновники против учительницы в чулках | Жиза
Битва за целомудрие: чиновники против учительницы в чулках

Битва за целомудрие: чиновники против учительницы в чулках

Жиза — проект Эвотора о малом бизнесе

Разбираемся в остросюжетных судебных делах. На этот раз компания использовала для рекламы студенческой вечеринки фото девушки в образе учительницы с оголённой ногой в чулке. После жалобы жителей города компанию оштрафовали. Она не согласилась и подала на апелляцию, но в суде всплыли неожиданные подробности.

В городе Сызрань на ограждении ресторанного комплекса «Рай» появился рекламный баннер. Он призывал молодежь прийти в ночной клуб «Бессонница» на посвящение в студенты. Посетителей ждала масштабная и весёлая вечеринка. С плаката на прохожих смотрела девушка в образе учительницы с оголённой ногой в чёрном чулке.

Баннер мероприятия Вконтакте, сама группа НК «Бессонница» заблокирована

Жители не оценили рекламу и обратились в администрацию города с жалобой. Сотрудники администрации выяснили, что ресторанный комплекс арендовала компания «Русский рынок». Они потребовали убрать рекламу и передали все материалы в антимонопольную службу по Самарской области.

Антимонопольная служба завела административное дело и выписала штраф на 100 000 ₽. Тогда «Русский рынок» обратился в арбитражный суд с просьбой отменить штраф.

Это не я, реклама не моя

Администрация города Сызрань:

— Компания «Русский рынок» несколько раз нарушила закон о рекламе, за что и получила штраф. Когда мы получили жалобу от жителей города, сразу провели расследование. Кроме баннера с учительницей мы нашли и другие нарушения закона о рекламе. На сайте ночного клуба «Бессонница» и в его официальной группе Вконтакте мы обнаружили афишу предыдущих мероприятий — 140 баннеров. На одном из них — девушка с кружкой пива в руках. Этой рекламой компания «Русский рынок» нарушила сразу три пункта закона о рекламе:

1) использовала изображение человека;

2) не предупредила о вреде алкоголя;

3) опубликовала рекламу алкоголя в интернете.

По закону в рекламе алкоголя нельзя использовать образы людей и животных. Такую рекламу нельзя публиковать в интернете. А ещё нужно предупреждать людей, что спиртное вредно для здоровья. Предупреждение должно занимать не меньше 10% площади рекламы (ст. 21 «Закона о рекламе»).

Компания «Русский рынок»:

— Мы не проводим вечеринки в ресторанном комплексе «Рай». Рекламный баннер на ограждении комплекса установили не мы. У нас нет сайта и группы в социальной сети, поэтому мы не могли ничего рекламировать в интернете. Мы не имеем никакого отношения к ночному клубу «Бессонница» и к рекламе вечеринок, за которую нас оштрафовали.

Антимонопольная служба:

— Это не так. Мы изучили договор аренды ресторанного комплекса «Рай». «Русский рынок» арендует его у индивидуального предпринимателя Неронова. На городском развлекательном сайте в описании ресторанного комплекса «Рай» мы обнаружили информацию о ночном клубе «Бессонница», который находится в том же здании. Раз компания «Русский рынок» арендует ресторанный комплекс, то ночным клубом тоже заведует она.

Кроме того, мы позвонили по номеру телефона, указанному на баннере — нам ответили сотрудники компании «Русский рынок». А ещё в рекламе был указан сайт ночного клуба «Бессонница»: bessonica-club.ru. Значит, все рекламные объявления связаны между собой и принадлежат компании «Русский рынок».

По поводу проведения вечеринок: по договору аренды компания «Русский рынок» имеет право торговать алкоголем. А в выписке из реестра юрлиц указано, что одна из сфер деятельности компании — организация отдыха и развлечений. Так что только у компании «Русский рынок» был мотив распространять рекламу вечеринок ведь от этого зависит её прибыль.

Чьё помещение, того и реклама

Компания «Русский рынок»:

— В очередной раз заявляем, что не имеем отношения к баннеру. Мы действительно арендовали ресторанный комплекс, но потом весь третий этаж, где находится ночной клуб «Бессонница», сдали в субаренду. Мы не знаем, кто повесил рекламу.

Антимонопольная служба:

— Компания действительно сдала в аренду помещения на третьем этаже здания. Но мы обнаружили нестыковку по датам: срок аренды заканчивается раньше срока субаренды. А субарендатором оказался сам арендодатель: компания арендовала ресторанный комплекс у Неронова, а затем сдала ему же в субаренду. При этом по условиям договора она вообще не имела права сдавать помещения в субаренду.

Чтобы распутать этот клубок, мы проверили связи между участниками договора и выяснили, что индивидуальный предприниматель Неронов — один из учредителей компании «Русский рынок». Ему принадлежит больше 50% уставного капитала. А директор компании — его сын. Оказалось, что семья Нероновых — один хозяйствующий субъект.

В рекламе всё в рамках приличия

Компания «Русский рынок»:

— На баннере нет ничего непристойного, всё в рамках приличия, поэтому наказывать нас не за что.

Антимонопольная служба:

— А эксперты считают иначе. По их мнению, девушка в чулке — символ сексуальных услуг. Фото вредит идее посвящения в студенты и самого студенчества.

Первый эксперт, коллегия Союза журналистов России:

— Во всём мире образ женского тела в рекламе эксплуатируется нещадно. И порой разработчики теряют грань между реальностью и каким-то своим искажённым пониманием действительности и приличия. И вопрос к заказчику и авторам рекламного блока: а если бы девушка выглядела поприличнее, то на посвящение в студенты никто не пришёл бы?

Второй эксперт, городской центр социальной помощи семье и детям:

— Реклама на баннере эротическая. Она подрывает семейные ценности и оправдывает сексуальное насилие. Непристойный внешний вид девушки оскорбляет профессию. Он влияет на социальный образ учителя и отношение детей к образованию.

Администрация города Сызрань:

— Реклама находится там, где её могут увидеть несовершеннолетние. Провокационный баннер повесили недалеко от Дома Культуры «Горизонт» — совсем неподходящее место. Общедоступность непристойной рекламы затронула за живое жителей города Сызрань, поэтому они обратились с жалобой.

По закону нельзя злоупотреблять доверием и неопытностью несовершеннолетних, поэтому в рекламе нельзя дискредитировать родителей и воспитателей (ст. 6 «Закона о рекламе»).

А ещё запрещено (ст. 5 «Закона о рекламе»):

  • использовать непристойные и оскорбительные сравнения в отношении профессии;
  • размещать рекламу с информацией, которую запрещено показывать несовершеннолетним, ближе чем в 100 метрах от детских садов, школ, клубов и театров.

Вы опоздали

Компания «Русский рынок»:

— Срок исковой давности истёк, поэтому нас уже нельзя наказывать.

Суд:

Решение суда для тех, кому нужны юридические подробности

— Администрация города провела расследование в октябре. Кроме нарушений федерального закона о рекламе сотрудники администрации обнаружили, что «Русский рынок» не имеет права устанавливать наружную рекламу, и потребовали убрать баннеры. Компания не отреагировала. В конце месяца сотрудники администрации передали материалы в антимонопольную службу.

В феврале антимонопольная служба завела дело, а ещё через два месяца выписала штраф. Тогда компания подала иск, чтобы отменить наказание. Но суд не сразу принял заявление — компания нарушила процедуру подачи, а потом затянула с новым иском. Дело дошло до суда только в августе.

Реклама долго находилась на ограде, на сайте и в соцсетях, поэтому нарушение закона — длящееся. Сроки исковой давности ещё не прошли. Компания «Русский рынок» нарушила закон о рекламе и обязана заплатить штраф 100 000 ₽.

За нарушение закона о рекламе могут оштрафовать в течение года после того, как нарушителя поймали (ст. 4.5 и 14.3 КоАП РФ):

  • гражданина — от 2000 ₽ до 2500 ₽;
  • должностное лицо — от 4000 ₽ до 20 000 ₽;
  • компанию — от 100 000 ₽ до 500 000 ₽.

⌘⌘⌘

Хотите рассказать о своих судебных разбирательствах, пишите: zhiza@evotor.ru

Опубликовано 13 июня 2019

Спрашиваем предпринимателей, какие цифры они отслеживают, чтобы зарабатывать больше. У Сергея Дьячкова два розничных магазина, а ещё он зарабатывает на мелком опте. Основная цифра в работе Сергея — цена закупки.

Чтобы избежать лишних расходов и вопросов налоговой, ненужный расчётный счёт лучше закрыть. Мы выяснили, на что обратить внимание, чтобы не потерять время и деньги, и составили инструкцию.