Жиза

«Я в Ералаше видел, как парни моют машины и берут за это деньги»

Сергей Дохов о том, как он стал предпринимателем: за полтора года с нуля раскрутил бизнес до сети и продал десяток франшиз. 

На самом деле это очень долгая история. Она начинается в мои 11 лет, когда меня заинтересовала тема предпринимательства. Я тогда даже слова такого не знал. Мне просто хотелось зарабатывать деньги. И я, кажется, в Ералаше увидел, как парни моют машины и берут за это деньги. Соответственно, я тоже купил омыватель, собрал какую-то свою первую команду и начал на заправках мыть стекла. Зарабатывали мы по 500-600 рублей в день, безумно радовались. По тем временам это было очень хорошо. Потом как-то это всё закончилось.

Я пробовал различные бизнесы в разном возрасте: продажи значков, спортивное питание, маски делал, атрибутика одной рэп-группы. Был проект по промышленному альпинизму, то есть мы делали высотные работы. И когда он завершился, я учился в институте, и мне надо было платить за учебу. И как-то работу не мог быстро найти и пошел раздавать листовки в торговый центр.

Я ходил, бродил, у меня было дикое жжение внутри, мне было дико обидно, что вот, я делал какие-то крутые проекты, а сейчас я просто иду и раздаю листовки. После этого я начал смотреть, анализировать, увидел, что есть большая целевая аудитория — дети, которых очень много в торговых центрах. Но им предлагаются какие-то базовые вещи.

И что меня поразило больше всего: родители никогда не отказывали детям. То есть если ребенок что-то просит, родители ему это покупают. Я начал думать, как можно монетизировать эту историю, читал, разные проекты смотрел, и абсолютно случайно, в рекомендациях на ютубе наткнулся на видео, как мужчина, азиат из Гонконга, делает букеты из сахарной ваты. Я подумал, поспрашивал ребят, никто этого не видел вообще в России. Загорелся этой идеей, начал покупать оборудование, нашел деньги, начал экспериментировать, пробовать. Букеты мы научились делать, но букеты никого не интересовали, и в итоге мы начали делать игрушки из сахарной ваты.

Сейчас, конечно, появляются инвесторы на различные другие проекты, но вот до сахарной ваты и сама сахарная вата… Я просто нашел друзей, мы скинулись деньгами и начали работать, создавать этот проект.

Их убедила в первую очередь и вера в меня, и вера в проект. Я им рассказывал, показывал, они смотрели. Ребята тоже такие предприимчивые. И в итоге коллективным разумом родили «Сахарную вату № 1».

У нас пять вкусов: клубника, вишня, смородина, малина, виноград. Сейчас еще яблоко, шесть. И восемь игрушек. Самый фаворит, который пользуется спросом по всей России — это зайчик. Зайчик синий, смородина.

Мы используем натуральный пищевой краситель и ароматизатор. Они замешиваются с сахаром и придают ему цвет и вкус.

К экспериментам на торговых точках мы всегда открыты, и у нас тесная коммуникация с сотрудниками. Самовольно он не может поменять стандарты, но если он обсудит, мы поймем, что это лучше, протестируем. Все тесты проходят на выходных, потому что большой трафик и продажи прощают ошибки. Поэтому мы тестируем, если эта идея классная, мы ее используем. 30% проекта, его новшества, нововведения, придумали непосредственно сотрудники, которые работали на торговых точках.

Тот же единорог. Это рисунки. Мелкие детали… Например, я не умею рисовать, сотрудница умеет, я говорю: «Можешь нарисовать мне логотип?» Она взяла, нарисовала. Игрушки, вкусы, пропорции и так далее.

Мы открылись в торговом центре на юге Москвы. Торговый центр «Глобал Сити», метро Южная. И в выходные у нас были очереди. До сих пор стоят очереди по выходным. Не так, конечно, как раньше, но в первое время ажиотаж был на эти игрушки.

Изначально мы каждый частями вкладывали деньги. Например, нужно было произвести тележку, мы просто разделили затраты на всех, произвели тележку. Потом оборудование. Тоже делили затраты на всех. Не было управленческого учета, финансовой отчетности. Мы просто считали сколько нам нужно, делили на четверых и покупали.

Вначале мы вложили порядка 300 000. На данный момент, могу по каждому направлению сказать, например, торговые точки приносят порядка 100 000 рублей в месяц. Выездные мероприятия — ценник на них от 15 до 20 000, мы делаем где-то 3-4 мероприятия в месяц. И продаем 1-2 франшизы в месяц.

Вообще я пришел к тому, что лучше всего диверсификация: когда у тебя есть собственные точки, у тебя есть франчайзинг, у тебя есть кейтеринг, выездные мероприятия. Если что-то проседает в зависимости от сезона, то остальные направления вытягивают. Держат корабль на плаву.

У нас не было бизнес-плана вообще. Все было просто на словах. Давай сделаем, давай попробуем, откроемся, а там как пойдет. В процессе, когда уже началась деятельность, уже появился бизнес-план, но опять же он был рассчитан на формат открытия нескольких собственных точек. В дальнейшем всё закрутилось-завертелось, мы даже не могли подумать, что так будет.

У нас феноменальная история окупаемости: мы окупились за 2 месяца. Так получилось, потому что мы открылись в новогодние праздники, это был январь-февраль, и плюс сам проект очень прибыльный. Себестоимость игрушки 7 рублей, на выходе она стоит 300.

И мы работали сами, без продавцов, поэтому не было издержек на заработную плату. И проект очень быстро окупился.

Были трудности, к которым я не был готов. Например, всякие подставы. Мы заказывали оборудование, нас кидали на деньги. Брали деньги и исчезали. Невыполнение обязательств. Поставщики не привозили оборудование в срок, а были праздники. Были мелкие неурядицы, которые выбивали из колеи. Но все это осталось в прошлом.

Масштабирование произошло очень быстро, я даже не знаю, сколько сейчас точек по всей России. 13-14… К нам начали подходить люди и спрашивать, что за формат, как вы это делаете, есть ли у вас франшиза?

Я бы не поверил в то, что это будет правдой. Если бы мне сказали полтора года назад, что вырастет проект до федерального уровня, тебя будут приглашать на интервью, писать в газетах, я бы не поверил. Я думал, что у нас будет просто точка стоять в торговом центре, мы будем на ней зарабатывать и двигаться куда-то дальше.

И тогда это слово появилось «франшиза», которое потом стало ключевым в этом проекте. Мы начали думать, обращались в разные компании, изучали разные предложения, пытались что-то сами сделать. В итоге нашли компанию «Топ Франшиз». Она занимается разработкой франшиз и продвижением соответственно. Они разработали нам франшизу, и уже через две недели мы продали первую франшизу в Якутск. Мы отправляли оборудование и всё такое. Было интересно, был авантюризм.

Что во франшизу входит: это паушальный взнос, куда входит бренд, оборудование, учебники, инструкция, наша помощь и оборудование. Всё, что требуется от человека: подобрать проходимое место, у нас есть все инструкции, формулы по расчетам. То есть человек, условно говоря, получает коробку под названием «Готовый бизнес», собирает ее по инструкциям и начинает зарабатывать.

Вложения нужны до 300 000 рублей. Соответственно окупаемость 4-5 месяцев. Сейчас я понимаю, что я могу уже сам разработать франчайзинговый пакет. Но на начальном этапе, на старте, конечно лучше купить компетенцию у профессионала, который тебе поможет сделать, обучит, расширит рамки твоего сознания, и ты будешь продавать.

«Сахарная вата № 1» — это проект, где мы всё сделали своими руками. Начиная от тележек и оборудования. Сейчас уже, конечно, оборудование производится на заводе, тележки — в цеху, работает команда. Но начиналось всё на 12 этаже у меня в квартире в Южном Бутово.

Друзья просто вышли на определенной стадии проекта. Потеряли интерес, вышли. Всё хорошо произошло, мирно, мы до сих пор общаемся.

Сам костяк по проекту «Сахарная вата № 1» — это я, мой партнер, человек, который продает франшизы, менеджер по продажам, программист, который контролирует сайт, непосредственно продавцы на точке — это тоже часть моей команды, 4 человека. Кто занимается выездными мероприятиями, люди, по франчайзингу партнеры. Человек 8-10.

Вообще на определенном этапе была такая идея, миссия, что мы откроем очень много точек по всему миру, больше нескольких тысяч, и к каждой сахарной вате мы будем давать небольшую визиточку, где будут написаны 5 правил воспитания детей. Так как основная аудитория — это дети, родители, эти визитки помогут изменить ситуацию общую в мире по отношению к детям, их будут более правильно воспитывать и соответственно, мы будем получать очень хороший генофонд. Я думаю, когда будет 100 торговых точек, то уже можно начать внедрять.

 

Беседовала Анна Лобанова.

Подпишитесь, чтобы получать статьи на почту.
Cпасибо за подписку!