Жиза

Окупится ли эквайринг в вашем бизнесе

Предприниматели подключают эквайринг, чтобы больше зарабатывать. По статистике «Сбербанка», когда магазин подключает оплату картами, выручка вырастает на 10-40%. Это происходит потому, что клиенты с картами чаще делают спонтанные покупки и больше тратят. Кажется, что подключить эквайринг — хорошая идея.

Но за эквайринг придется заплатить: купить или арендовать пинпад, подключить интернет. А еще банк будет брать комиссию за каждый платеж по карте — с таких продаж вы получите чуть меньше, чем могли бы. Осталось понять, окупятся ли эти расходы.

Мы расспросили двух предпринимателей, достали для вас живые цифры, чтобы вам было проще решить, стоит ли тратиться на эквайринг.

Иллюстратор Ivan Might

Что такое эквайринг

Эквайринг — это все банковские услуги, связанные с оплатой электронными деньгами: банковскими картами и мобильными кошельками. Когда клиент расплачивается картой в продуктовом или платит онлайн в интернет-магазине — это эквайринг. В обратную сторону тоже работает: сейчас банки тестируют систему, которая даст снимать наличные со счета на кассе в супермаркете. Формально это тоже эквайринг.

Как работает эквайринг

Продажа по карте — это такая же сделка, как с наличными, но в ней участвует посредник, банк.

Экваринг регулируется Положением ЦБ

Продажа наличными — это сделка между продавцом и покупателем, за ней со стороны наблюдает налоговая. Чтобы формализовать отношения этих трех сторон, нужна касса. Она подсчитывает сумму покупки и выдает фискальный чек — подтверждение, что продавец получил деньги и отчитался за них в налоговой. Фискальный чек подтверждает, что все три стороны получили, что хотели.

Так выглядит фискальный чек. На нем указаны список покупок, реквизиты кассы и QR-код, по которому покупатель может проверить, ушел ли чек в налоговую

Банковский терминал еще называют пинпадом, POS-терминалом или эквайринговым терминалом

Если клиент платит картой, появляется четвертая сторона — банк. Чтобы формализовать такую сделку, нужно дополнительное оборудование — банковский терминал. Он считывает информацию с карты клиента и посылает по интернету запрос в банк, чтобы снять сумму покупки. Банк списывает деньги с карты клиента и зачисляет на счет продавца. Если сделка прошла успешно, продавец и покупатель получают еще один чек — слип. Он подтверждает, что банк списал деньги клиента на счет продавца.

Так выглядит слип — чек от банка. На нем указаны данные карты клиента и сумма, которую он заплатил

Иногда фискальный чек и слип печатают на одном чеке, но это разные документы: фискальными чеками занимается налоговая, а слипами — банк.

Если вы хотите подключить эквайринг, вам понадобится банковский терминал, интернет и розетка, от которой он будет работать.

Плюсы эквайринга

38% покупок по всей России оплатили картами в 2017 году

Если коротко — вы получите больше выручки, сэкономите на инкассации и вас будет сложнее обокрасть. А теперь подробнее.

Эквайринг помогает увеличить чек. Когда клиент платит наличными, он видит, сколько потратил: стопка денег в кошельке уменьшилась. Это вызывает тревогу и сомнения — а точно ли выбор правильный? Это действительно мне необходимо? Ученые называют это «болезненностью платежа» — pain of paying. Платежи по карте вызывают меньше негативных эмоций, даются легче и быстрее забываются — в итоге люди тратят больше. Хотите увеличить прибыль — подключайте эквайринг.

У Эвотора есть эквайринговое решение под ключ — Эвотор Visa.

Эквайринг помогает удержать клиентов. Я часто выхожу из дома совсем без наличных. Если по пути я хочу купить бутылку воды, но в магазине не принимают карты, я не пойду искать банкомат — просто зайду в соседний магазин, где можно заплатить картой. Если товар не уникален, клиенту проще найти другое место, где принимают карты, чем снять деньги и вернуться с наличными. Если клиенты уходят от вас, потому что не могут заплатить картой, задумайтесь про эквайринг.

Электронные деньги помогают проводить продажу быстрее. Кассирам не приходится проверять фальшивые банкноты, считать сдачу и извиняться, если в кассе нет размена. Так эквайринг помогает ускорить обслуживание.

Эквайринг помогает реже инкассировать. Если часть продаж проходит с безналичной оплатой, в кассе хранится меньше наличных. Предприниматель реже заказывает инкассаторов или ходит к банкомату вносить деньги на счет. А еще это делает точку менее привлекательной для бандитов — в кассе просто нечего красть. С эквайрингом вам не придется считать, хранить и охранять наличные.

Кофейня Stories заказывает инкассацию раз в две недели, за это время в ящике стола скапливается 14 пакетиков с купюрами на сумму 80-100 000 ₽. Большая часть выручки приходит по эквайрингу на счет компании

Эквайринг делает оплату приятной. Когда появилась возможность платить в магазинах с помощью телефона, моя подруга, стоя в очереди, сказала: «Я прямо жду, когда уже можно платить: подношу телефон — и всё готово! Это как магия!» Если вы подключаете современные способы оплаты, то привлекаете тех, кто любит технологии.

Итого: если вы подключите эквайринг, вам не придется возиться с наличными, клиентов будет больше, средний чек — выше, у кассы не будет скапливаться очередь.

У кофейни Stories не было проблем с очередями, поэтому ускорять продажу было не обязательно. Но все остальные аргументы сработали: владелицам было важно, чтобы гости с карточками не уходили в соседние кофейни и покупали дополнительные товары без лишних раздумий. А ещё у предпринимательниц не было сейфа, поэтому они хотели хранить в точке как можно меньше наличных.

Минусы эквайринга

Минус эквайринга в том, что за него нужно платить: комиссии, обслуживание, интернет. Оборудование иногда ломается — приходится отдавать в ремонт и ждать. Рассказываем по порядку.

За каждую операцию придется платить комиссию. Это значит, что с каждых ста рублей, которые вы могли бы получить от покупателя, вы заплатите банку 1,5-2 ₽ за услуги. Комиссию платите именно вы из своего кармана, и переложить ее на покупателя нельзя: закон о правах потребителей говорит, цены должны быть одинаковыми независимо от способа оплаты. Кроме комиссии в договоре могут быть строгие условия работы: например, оборот не меньше указанной суммы. Иначе — штраф. Ещё банк может прописать в договоре другие неочевидные выплаты. Чтобы узнать, сколько вы на самом деле заплатите банку, изучите отзывы на сервисах сравнения банков (например, РКО.Банк.ру) и внимательно читайте договор.

Для работы понадобится банковский терминал. Его можно купить или взять в аренду, но в любом случае это требует трат. Даже если банк обещает бесплатную аренду аппарата, скорее всего, вы всё равно ее оплатите через скрытые платежи. Про то, на что обращать внимание в договоре, мы напишем отдельную статью, не переключайтесь.

Иногда банковские терминалы ломаются. Если вы купили аппарат, придется разбираться с сервисным центром, если взяли в аренду — с банком. Даже если ремонт бесплатный, он занимает время. Пока пинпад в ремонте, магазин теряет покупателей, которые по привычке пришли только с картой, без наличных — это отражается на выручке.

Необходимо подключить интернет. Хорошо, если на точке есть вай-фай. Но если ваша касса работает через мобильный интернет или кабель, то для банковского терминала вопрос с интернетом нужно решать заново: покупать новую симку или кабель — или вай-фай роутер, чтобы раздать интернет на все устройства.

За всё хорошее нужно платить: иногда деньгами, иногда — временем. Основательницы кофейни Stories платят комиссию 1,4%, пинпад им достался бесплатно, а интернет уже был подключен. Так что для них плюсов оказалось больше, чем минусов — в кофейне решили подключить эквайринг.

Так нужен мне эквайринг или нет?

Мы не знаем: всё зависит от особенностей вашего бизнеса, региона и привычек ваших клиентов.

У некоторых предпринимателей нет возможности не ставить эквайринг.
Если ваш бизнес приносит больше 40 млн руб в год, то по закону вы обязаны подключить эквайринг и принимать оплату картой «Мир».

Если у вас уже работающий бизнес, вы можете подсчитать, сколько клиентов в день уходит из-за того, что вы не принимаете карты. Например, мы писали о лавке крафтового пива Draft&Craft: ее хозяин подключил эквайринг, когда понял, что каждый день теряет 5-6 покупателей.

Если вы только открываетесь, можно использовать чужие данные: поищите статистику по своему региону или сфере бизнеса, спросите кассиров на соседних точках — обычно они делятся информацией. В кофейне Stories за май 36% заказов оплатили наличными, а 64% — картой. При этом непонятно, сколько из этих 64% ушли бы совсем, если бы в кофейне не принимали карты, а сколько — полезли бы в кошелек за наличкой.

Статистика кофейни Stories с седьмого мая по седьмое июня. Желтое — оплата картой, зеленое — наличными: 64% гостей оплатили кофе картой

И Draft&Craft, и Stories работают в Москве, где традиционно много людей пользуются картами. В других регионах люди тоже постепенно переходят на безнал. Государство продвигает отечественную платежную систему «Мир» по всей России: выдает карты врачам и учителям. В регионах всё чаще обходятся без наличных: например, в 2017 году в Ненецком автономном округе больше 50% покупок оплатили картами.

Когда посмотрите статистику и расспросите других предпринимателей, вы сможете прикинуть, сколько продаж в вашем бизнесе будет проходить по картам. Тогда сможете рассчитать, выгоден ли эквайринг.

Владелица кофейни Stories прикидывала, выгоден ли эквайринг. Вот табличка с формулами, вкладка «эквайринг»

Когда соосновательница кофейни Stories решила открывать новую точку, она сделала такие расчеты:

  • — посмотрела, какая доля продаж на предыдущих точках проходит по картам;
  • — предположила, что без эквайринга потеряет половину гостей, которые привыкли платить картами — то есть 31% всей выручки;
  • — предположила, что вторая половина этих гостей станет платить наличными;
  • — потом посчитала, сколько заплатит за эквайринг.

Так она поняла, в каком случае потери больше.

В кофейне Stories подключили эквайринг сначала на одной точке. Когда увидели, сколько гостей расплачиваются картой — поспешили подключить и на второй

Для Stories всё очевидно: с эквайрингом выгоднее, чем без него. Но эта кофейня получила выгодную ставку 1,4%, не платит за банковский терминал, а интернет в точке уже подключила — дополнительно за него платить не придется. Чтобы принять решение для своего бизнеса, сделайте собственные расчеты.

Чтобы понять, нужен ли вам эквайринг, узнайте статистику по региону и по вашей сфере бизнеса, расспросите соседей и других предпринимателей. Так вы поймете, сколько клиентов будут у вас расплачиваться картой и сможете подсчитать, окупятся ли расходы на эквайринг.

В следующей статье мы расскажем, как выбрать тип эквайринга, банк и пинпад — так, чтобы не переплатить за эту услугу.

Коротко:

1. Проанализируйте свой бизнес: сколько гостей предпочтут платить картой? Часто ли гости уходят, если наличных нет? Сколько вы на этом теряете?

2. Если вы только открываете бизнес, общайтесь с другими предпринимателями, спрашивайте, почему они выбрали именно такое решение.

3. Подсчитайте, сколько примерно принесет вам подключение оплат картами: новые клиенты, увеличение выручки, экономия на инкассации.

4. Потом подсчитайте, сколько вы за это заплатите. Учитывайте не только комиссию по платежам, но и стоимость терминала, возможные штрафы и банальное — стоимость интернета на точке. Дьявол в мелочах.

5. Будьте готовы, что некоторые клиенты, которые могли бы заплатить наличными, после подключения эквайринга оплатят картой — а вы заплатите комиссию.

6. Запишите и сравните все цифры, прикиньте, готовы ли вы потратить время, силы и деньги. Если да — подключайте оплату картами.

Подпишитесь, чтобы получать статьи на почту.
Cпасибо за подписку!