Жиза

Как вывести деньги с расчетного счета ИП, если банк против

Мой друг Сергей проводит корпоративы и зарабатывает 150 тысяч в месяц. Раньше он переводил деньги со счета ИП на дебетовую карту, но в начале года банк без предупреждения заблокировал расчетный счет — Сергей не смог вывести деньги. Предприниматель удивился: никаких долгов по налогам и кредитам у него не было.

Я расскажу, почему это произошло, и что делать, если банк не дает потратить заработанные деньги.

Иллюстратор Ivan Might

Выводить деньги можно

Когда Сергей попробовал вывести деньги со счета, он не сделал ничего противозаконного. Если ИП заплатил налоги и страховые взносы, он может тратить заработанные деньги, как ему захочется. Об этом говорится в двух документах: письме Минфина России № 03-04-05/39905 и письме Банка России № 29-1-2/5603.

С расчетного счета можно платить зарплату работникам, рассчитываться с поставщиками, оплачивать аренду офиса, и всё, что связано с работой ИП, но использовать расчетный счет для личных покупок нельзя. Об этом написано в инструкции Банка России № 153-И (пункт 2.3). Чтобы тратить заработанные деньги, надо сначала вывести их.

Как выводить деньги

Есть четыре законных способа вывести деньги с расчетного счета ИП.

1. Получить наличные в кассе банка. Для этого нужно заполнить платежное поручение или чековую книжку, в назначении платежа написать «на личные нужды предпринимателя».

За обналичивание денег придется заплатить комиссию — 2% или больше. Некоторые предприниматели пытаются сэкономить. Чтобы не платить комиссию банку, они переводят деньги себе как сотруднику, а в назначении платежа пишут «Зарплата ИП». Но в таком случае банк имеет право отказать в выдаче денег — по закону предприниматель не может платить зарплату сам себе. Чтобы получить деньги, нужно указать истинную цель: например, на личные нужды.

2. Использовать кэш-карту. Это карта, которая привязывается к расчетному счету. По ней можно снимать наличные с расчетного счета в банкомате. Чаще всего банк устанавливает для таких карт комиссии, ограничения по сумме, плату за обслуживание. Разные банки предлагают разные условия — детали нужно выяснять у менеджера.

3. Перевести деньги на личный банковский вклад. В этом случае не нужно платить комиссию и налоги, но потратить деньги можно только после окончания срока вклада. Если снять деньги раньше, сгорят проценты. Чтобы получать деньги и проценты, когда захочется, нужно искать подходящий вклад.

4. Перевести деньги на личную карту. Это можно сделать в личном кабинете интернет-банка — не нужно идти в отделение банка, заполнять платежное поручение и платить комиссию за обналичивание. Но скорее всего придется заплатить комиссию за перевод — минимум 1% от суммы. После того как деньги окажутся на личной карте, их можно снять в банкомате или оплатить покупки по безналу.

Чтобы не платить налог, нужно открыть карту на свое имя. Если переводить деньги с расчетного счета на карту другого человека, придется заплатить НДФЛ 13%.

Переводить деньги с расчетного счета на личную карту законно. Но если бизнесмен переводит деньги регулярно, банк может заблокировать расчетный счет.

Почему банк блокирует счета

Такое может случиться, если банк заподозрит бизнесмена в незаконном обнале. При этом неважно, какую сумму бизнесмен выводит — заподозрить неладное могут даже из-за перевода 50 000₽. В такой ситуации нет смысла злиться на банк, он действует по рекомендации Центробанка. Зато можно разобраться и решить проблему.

Банки оценивают сделки ИП по многим критериям — основные 130 перечислены в Положении Банка России № 375-П. Но список неокончательный — банки имеют право вносить в него дополнительные пункты.

Банк точно заподозрит бизнесмена:
— если заказчики перечисляют на счет крупные суммы, а ИП сразу переводит деньги на другие счета или обналичивает;
— если деньги приходят от компаний, которые не платят налоги;
— если бизнесмен зарегистрирован как ИП несколько дней, а на счет уже поступают крупные суммы;
— если непонятно, из чего складывается прибыль. Оборот по расчетному счету большой, но ИП тратит мало денег на зарплату работникам, оплату поставщикам и подрядчикам, аренду офиса и коммунальные услуги;
— если бизнесмен заключил сделку, в которой нет экономического смысла. Например, заплатил субподрядчику все деньги, которые получил от заказчика;
— если бизнесмен разбивает большой платеж (от 600 000 ₽) на несколько частей. Это показывает, что он хочет избежать контроля Росфинмониторинга.

Если сделки ИП покажутся банку сомнительными, он заблокирует расчетный счет и потребует подтверждающие документы.

Почему государство блокирует счета

Банки блокируют расчетные счета не только по своей инициативе. Такое указание им может дать Росфинмониторинг, если заподозрит бизнесмена в терроризме или отмывании денег. Основание для блокировки — закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Если предпринимателя подозревают в терроризме или экстремизме, он узнает об этом до блокировки счета и не от банка. Попасть в перечень террористов и экстремистов могут те, кто находится под следствием или осужден по определенным статьям уголовного кодекса. Информация о них передается в Росфинмониторинг, а тот дает указание банку заблокировать счета клиента. В этом случае предприниматель не сможет воспользоваться деньгами, пока находится в списке. Такое происходит редко.

Более вероятная причина — предпринимателя заподозрили в отмывании денег или уклонении от налогов. Самый частый повод для блокировки — это когда ИП перечислил больше 600 000 ₽ себе или на другой счет. Росфинмониторинг проверяет такие операции: он не даст воспользоваться деньгами, пока не выяснит, откуда эти деньги и на что бизнесмен их потратит. В этом случае Росфинмониторинг просит банк заблокировать счет, а банк сообщает клиенту о причине блокировки и требует подтверждающие документы.

Когда банк проверит документы, он сообщит о результатах в Росфинмониторинг, а тот решит — разблокировать расчетный счет или проверять дальше.

Что делать, если банк заблокировал счет

Если вы узнали, что ваш счет заблокирован, сначала действуйте через банк. Если не поможет — идите выше.

1. Узнайте, почему заблокировали счет. Если вы, как Сергей, узнали о блокировке счета случайно, позвоните в банк. Но обычно банки сами оповещают клиента — звонят или отправляют письмо на электронную почту.

Такое письмо присылает банк «Ренессанс кредит», когда блокирует счет. В письме — документы, которые нужно предоставить, чтобы счет разблокировали

2. Соберите документы, которые попросит банк: договор, счет, акт, чеки об уплате налогов и документы о поступлении денег на личный счет. Передайте бумаги в банк и подождите 5 дней, пока их проверит специальный отдел банка — финмониторинг. Часто на этом история заканчивается: банк проверит ваши документы и разблокирует счет.

3. Если через 5 дней счет не разблокируют, а из банка не позвонят, напишите заявление в банк. В заявлении попросите объяснить причину блокировки. Бессмысленно звонить и расспрашивать об этом менеджера банка: сотрудник действует по инструкции финмониторинга и деталей не знает. Зато он может проконсультировать, как правильно написать заявление, чтобы узнать причину блокировки. Если ответ нужен срочно, звоните в финмониторинг.

Банк должен ответить по телефону или письменно, почему ваш счет до сих пор не разблокировали и что вам делать дальше. Но так бывает не всегда.

Что делать, если банк молчит и бездействует

А помните Сергея из начала статьи? Пока вы читали, он пришел в отделение банка — узнать, что происходит. В банке не объяснили, почему заблокировали счет, но зато потребовали собрать документы. Предприниматель собрал, отвез в банк — там пообещали перезвонить через две недели. Но прошло три недели, а Сергею никто не позвонил.

Перевести деньги с расчетного счета Сергей по-прежнему не мог. Знакомый юрист посоветовал обратиться с жалобой в Центробанк. Если не поможет — пойти в суд.

Пожаловаться в Центробанк

Отправить заявление можно тремя способами:

  1. по почте в региональное подразделение Центробанка или в центральный офис;
  2. лично в пункте приема корреспонденции Центробанка;
  3. через интернет-приемную Центробанка. Это самый быстрый способ.

В заявлении напишите:
— какой банк вас обслуживает, когда вы заключили договор и какой у вас номер счета;
— что именно банк сделал — отказал в проведении операций, запросил документы;
— что предприняли вы — принесли документы;
— как обстоят дела сейчас — ничего не изменилось;
— какой помощи вы ждете — чтобы Центробанк разобрался и дал банку указание разблокировать счет или объяснил вам, почему это нельзя сделать;
— куда отправить ответ — адрес вашей электронной почты.

К заявлению нужно приложить копии документов, которые вы отнесли в банк.

Такое обращение Сергей отправил через интернет-приемную Центробанка, когда его счет заблокировали

По закону вам должны ответить в течение 30 дней. Если Центробанк решит, что ваш счет заблокировали без причины, он потребует банк это исправить. Если нет — посоветует вам решать вопрос напрямую с банком.

На форумах бизнесмены рассказывают о печальном опыте: писали в Центробанк, а тот ответил, чтобы разбирались сами. Мол, банк сам решает, какую сделку считать сомнительной. Если Центробанк вам не помог, обращайтесь в суд.

Обратиться в суд

Нужно подать иск в арбитражный суд по месту нахождения банка или в суд, указанный в договоре.

Можно использовать текст жалобы в Центробанк, но необходимо собрать как можно больше ссылок на законы. Для этого лучше нанять юриста. Он поможет составить иск правильно и будет отстаивать ваши интересы в суде.

К иску приложите:
— учредительные документы ИП;
— договоры и закрывашки по сделкам;
— выписку об оплате налогов и страховых взносов, чеки за оплату аренды;
— письменные доказательства, что вы передали в банк всё, что требовалось — попросите у банка официальное письмо, что он получил все документы;
— письмо от банка с объяснениями, почему он запрещает переводить деньги.

Могут понадобиться и другие бумаги — точнее об этом расскажет юрист.

В суде банк должен объяснить, почему он подозревает вас в незаконных операциях. Если суд решит, что банк неправ, банк разблокирует счет и возместит понесенные убытки (например, за просрочку платежа по договору). Кроме того, заплатит проценты за задержку и за использование ваших денег.

Закрыть счет

Если вы не хотите ждать ответа от Центробанка и тратить деньги на юриста, можете закрыть расчетный счет. В этом случае банк переведет деньги с расчетного счета за семь дней. Для этого нужно написать заявление — бланк дадут в банке.

Когда индивидуальный предприниматель закрывает счет, банк может установить повышенную комиссию за перевод денег. Это называется «заградительные тарифы». Размер тарифа доходит до 30% от суммы — это законно, если прописано в договоре.

Такие условия по договору расчетного счета в «Уральском банке реконструкции и развития». Комиссия при закрытии счета — 10% перевода

Если заградительных тарифов нет или они вас не пугают, закрывайте счет — это проще, чем ходить по инстанциям.

Что делать, если банк заблокировал ваш расчетный счет:

1. Узнайте в банке, почему счет заблокировали и что сделать, чтобы его разблокировали. Специалист банка не может снять блокировку — только рассказать, что делать.

2. Принесите в банк нужные документы. Попросите у банка официальное письмо, что он получил бумаги.

3.Сохраняйте всю переписку с банком: если дело дойдет до суда, вы сможете показать, что выполнили все требования банка.

4. Если через пять дней ваш счет не разблокировали, обратитесь в банк — пусть объяснит, почему. Если банк молчит или отказывает в разблокировке, пишите жалобу в Центробанк.

5. Если Центробанк не помог, обращайтесь в суд.

6. Если не хотите бороться, закройте расчетный счет. Перед этим убедитесь, что в договоре нет пункта о заградительных тарифах или будьте готовы заплатить большую комиссию.

Подпишитесь, чтобы получать статьи на почту.
Cпасибо за подписку!